Фермеры Казахстана выражают недовольство мерами, которые вводят власти по экспорту скота. По их словам, животноводство стало убыточной отраслью.
Фермеры страдают от недофинансирования, многие закрываются, не видя перспектив. Если такая политика будет продолжаться, говорят они, скоро в стране вообще не будет местного мяса, сообщает агентство «АПК Новости».
«Одним из инициаторов первого запрета на вывоз живого скота был Союз фермеров Казахстана и другие физические лица, кто высказывал свое мнение за запрет. Страна должна знать своих героев. Пусть все фермеры знают. Запрет на экспорт маточного поголовья действует в стране с 2020 года. Что произошло на рынке племенного скота и породного преобразования после первого введения запрета? Идет динамика спада. Спад идет по племенной реализации скота», - сообщил агентству «АПК Новости» директор Республиканской палаты Ангус Казахстана Даурен Салыков.
По его словам, самая многочисленная порода мясного направления – это Казахская белоголовая. В 2020 году, когда был введен первый запрет, продажи племенного скота упали на 10 тыс. голов. Именно столько недополучили фермеры.
«Сейчас скот на мясо закупают по 850 тенге за 1 кг живого веса. А племпродажа идет от 1500 тенге за 1 кг живого веса. Вот эти 750 тенге за 1 кг теряет фермер. То есть фермер недополучил 260 тыс. тенге в виде своей прибыли», - пояснил собеседник агентства. Последние годы были очень тяжелыми. Засуха сыграла огромную роль. Это повлекло за собой удорожание кормов почти вдвое. А, значит, и себестоимость скота увеличилась. Фермер не только недополучил прибыль, он еще больше затратил на содержание.
«Между тем, за спадом племенных продаж в 2021 году пошел спад породного преобразования. В 2022 году в породном преобразовании не участвовало 100 тыс. голов маточного поголовья. Если от этого количества мы могли получить 50 тыс. телят, то, соответственно, 30% мяса мы просто потеряли.
На данное время в Казахстане нет спроса на скот. Развитие животноводства не идет. Скот никто не хочет продавать по цене, ниже себестоимости. При таких ограничениях животноводством стало заниматься невыгодно», - отметил Даурен Салыков.
На данное время идет открытие границ на экспорт живого скота по бычкам в виде квотирования. Но опять же, поставили столько ограничений, что не каждый сможет экспортировать за рубеж. «Казахстану, чтобы обеспечить себя мясом, и если взять излишки, согласно данным статистиков, можно экспортировать мясо в виде животных в объеме 450 тыс. голов. Эти излишки посчитали в процентном выражении и дали экспортировать только 60 тыс. голов. Этот объем Минсельхоз поделил на две категории: 30 тыс. голов для откормплощадок и столько же для товарных хозяйств, то есть, фермеров.
В свою очередь откормплощадкам поставили еще одно ограничение – каждая имеет право экспортировать 500 голов. Товарным хозяйствам – 200 голов. Мы обращались и в Министерство сельского хозяйство, и при личной встрече с министром и вице-министрами. Но они бизнес, как всегда, не слушают. Как можно ставить крупные предприятия и мелкие хозяйства в равные условия! Также и ограничения по 30 тыс. голов на товарные хозяйства.
То есть, фермер, у которого 2 тыс. голов маточного поголовья, может экспортировать 200 голов и другой фермер с поголовьем 200 голов - та же самая норма. Эти непродуманные ограничения ставят фермера в ступор. Это недопонимание и неслышание предложений от бизнеса. Сегодня Министерство сельского хозяйства пишет правила и нормы, не советовавшись с бизнесом», - считает Салыков.
В Палате Ангус также заявили, что готовы отказаться от субсидирования при импорте племенного скота взамен на открытие границ на экспорт маточного племенного скота. «Наши соседи - Узбекистан и Кыргызстан - сейчас за хорошие деньги покупают племенной скот из европейских стран, из России. Там фермеры получают прибыль и увеличивают рентабельность хозяйств, занимаются расширением и размножением маточного поголовья плюс привлекают инвесторов в эту отрасль. А эти средства могли бы остаться в Казахстане. Мы, получается, помогаем соседям», - отметил Даурен Салыков.
Подводя итог, он сообщил, что животноводство на сегодняшний день – это убыточная отрасль. Фермеры страдают от недофинансирования, многие закрываются, не видя перспектив. «Скоро местного мяса в стране не будет. Импорт заполнит всю страну. Если такая политика будет продолжаться», - подытожил наш собеседник.