Назад к списку

Кому и зачем нужны отраслевые ассоциации?

 

В современной экономике особое значение приобретают вопросы долговременного планирования, оценки коммерческих перспектив на фоне рисков и отраслевых стандартов.Для этого в первую очередь необходимы отраслевые профессиональные сообщества, союзы и ассоциации. Как правило, это некоммерческие организации с добровольным участием. 

Не являясь напрямую частью аппарата госуправления, тем не менее, такие организации оказывают все более заметное влияние на решения, в том числе принимаемые государственными органами. Эта тенденция отчетливо установилась и в России. Что изменилось в системе российского гос. управления? Почему отраслевые союзы стали влиять на решения органов власти? Что дает бизнесу членство в отраслевом союзе, и что оно не дает? И почему этим членством лучше не пренебрегать? 

Что изменилось со времен СССР? 

В период плановой экономики государство вырабатывало планы и определяло, что и какими способами строить или из чего производить. Эти планы отражали стратегические задачи государственного развития. В нынешних условиях задача управления экономическим развитием стала заключаться в создании максимально благоприятных условий для самостоятельного развития предприятий в своих отраслях. Министерства уже не выполняют задачу по снабжению народного хозяйства теми или иными товарами и ресурсами, не отвечают за строительство производственных мощностей. 

Теперь они осуществляют государственную политику в соответствующих сферах своей деятельности, что стало отражаться в положениях о министерствах. Министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.Среди механизмов их взаимодействия с обществом указаны также «работа с обращениями граждан» и «работа с референтными группами». 

Такие группы представляют собою максимально широкие группы физических и юридических лиц, обладающих схожими запросами. Их мнения, предпочтения, ожидания и оценки являются отраслевым ориентиром для ФОИВа и должны учитываться при принятии и реализации решений. 

Современное министерство не указывает более, какому предприятию в стране что производить, из чего, и по каким стандартам. Наоборот, информация теперь двигается в обратном направлении — министерство открывает каналы приема информации от вышеуказанных референтных групп. Задача регулирующего органа — принять наиболее сбалансированное и правильное решение. Критерием правильности в данном случае является наиболее полное отражение интересов заявивших о себе отраслей.Устанавливая правила рыночной игры, соответствующее Министерство, как регулирующий орган Правительства стремится быть наиболее объективным и независимым по отношению ко всем участникам свободного рынка. 

При этом распознаются только те отраслевые союзы и ассоциации, которые проявляют наибольшую активность. Таким образом и создается конкуренция отраслей и подотраслей. Регулирующий орган работает с теми сигналами, которые отчетливо слышит.Членство в отраслевой ассоциации дает каждому предприятию возможность участвовать в межотраслевой конкуренции, а именно, в защите рынка производства и продаж своей продукции, а также в разработке стандартов и правил работы в своей отрасли. 

Что не дает участие в отраслевом союзе или ассоциации? 

У новоиспеченного участника отраслевого объединения часто возникает ошибочное мнение, что ассоциация создана, что бы заниматься решением именно его вопросов и задач. Однако на самом деле любой союз или ассоциация является равноправным объединением независимых коммерческих организаций по определенному поводу. Этот повод обычно называется общей повесткой, которая формируется в ходе консультаций руководителя объединения с сообществом участников. 

Очевидно, что для составления такой повестки участникам необходимо самим активно вовлекаться в процессы ее обсуждения. Если компания просто ждет, что кто-то в ассоциации займется решением ее вопросов, то это просто потеря времени – оплата членского взноса лишь позволяет называть себя частью отраслевого сообщества и иметь право на свой голос в сообществе, но не означает, что кто-то в союзе вместо тебя займется решением твоих задач. 

Союз или ассоциация, это коллективный орган принятия решения и у каждого члена есть право, но не обязанность активно участвовать в его работе.Поэтому отвечая кратко на вопрос «что НЕ дает участие в отраслевом сообществе» можно сказать так: членство не даст вам ничего, если вы НЕ ГОТОВЫ самостоятельно, как руководитель, или через специального сотрудника своей компании принимать участие в работе данного отраслевого сообщества. 

 Почему любому предприятию необходимо участвовать в отраслевой ассоциации? 

Можно с уверенностью сказать, что с момента появления такого явления, как межотраслевая конкуренция, участие предприятий в отраслевых сообществах становится насущным вопросом и необходимостью. Отраслевые сообщества на базе созданных НКО (некоммерческих организаций) участвуют в формулировании между участниками своей отрасли стратегических перспектив, требований и норм деятельности, в том числе и донесении до власти существующих вопросов в отрасли, в отстаивании и пропаганде своих позиций. 

Сам принцип построения и управления НКО таков, что в таких организациях существуют законодательные основы принятия согласованных решений. Поэтому именно с такими организациями органы власти охотнее сотрудничают, так как меньше шансов допустить ошибку в принятии регулирующих решений.При отсутствии конструктивного взаимодействия между деловым сообществом и властью, в регулирующих воздействиях последней могут возникнуть серьезные перекосы, напрямую влияющие на деятельность отдельных видов бизнеса. Да, принятые законы можно отменить или поправить, но пока это случится, могут произойти серьезные нарушения в работе любой коммерческой компании и об этом не стоит забывать. 

Межотраслевая конкуренция и механизм ее влияния на отдельный бизнес 

Развитие рыночных отношений в нашей стране привело к появлению нового явления – межотраслевой конкуренции. Это конкуренция не отдельных компаний, а целых отраслей за предпочтения потребителей и бюджетную (политическую) поддержку.Инструментом этой конкуренции является пропаганда. 

Дело в том, что обычная конкуренция основана на привлечении внимания потребителя к конкретному товару или услуге. Как правило, для этого используются средства рекламы. В межотраслевой конкуренции используется пропаганда, которая оказывает влияние уже на отношение потребителя к целому виду товаров или технологий, к идеологии или образу мысли. Следует отметить, что влияние пропаганды на поведение потребителя значительно глубже и сильнее, чем рекламы, так как целью пропаганды является сдвиг в сознании, формирование определенного отношения, общественного мнения, а не просто привлечение покупателя к тому или иному товару. 

Механизм работы 

Успешная работа отраслевого союза или ассоциации, во-первых, зависит от активности руководителя, а во-вторых, от компетентности аппарата собранного в НКО. Эффективность такой команды существенно зависит от ресурсов НКО и источников его финансирования. На рубеже 2008-2009 годов была принята программа развития мясного скотоводства и в рамках I международной конференции «Развитие мясного скотоводства в России» развернулась дискуссия по ключевым вопросам и принципам создания новой отраслевой организации. И только в 2010 году были сформированы Национальная Ассоциация Скотопромышленников и, чуть позже, Национальный союз производителей говядины. 

В целом профессиональные объединения становятся одним из важных каналов продвижения и развития бизнеса компаний, как на внутреннем, так и на международном рынке. Они способствуют поиску новых клиентов, партнеров и заказов. Отраслевой Союз или ассоциация рассматривается участниками как некий координатор на рынке, который может оценить и огласить заслуги компании в отрасли, распределить роли и сделать рынок более прозрачным. Являясь передовым источником профессиональной информации в отрасли, Союз нацелен на предоставление актуальных данных о важнейших событиях.

Кроме того, члены такого объединения ожидают конкретных шагов по развитию отрасли, лоббированию интересов на государственном и региональном уровне.Отраслевые ассоциации — это один из примеров объединения людей или компаний для достижения единой цели на основе общего интереса. Их появление говорит о зрелости той или иной сферы бизнеса. Это означает, что ее представители воспринимают друг друга не только как конкурентов, но и как коллег, и осознают наличие общих целей и интересов. 

Взгляд агрария 

Несмотря на все вышеперечисленные шаги отраслевых союзов в сторону поддержки сельхозпроизводителей, крестьяне прямо не доверяют им. Главный упрек – Союзы лоббируют интересы только крупного бизнеса или это организация очередной бюрократической надстройки.В то же время есть аграрии, которые не представляют своего развития без участия союза. Так, гендиректор птицефабрики «Среднеуральская» (Свердловская область) Сергей Эйриян состоит в «Росптицесоюзе» с первых дней его существования. «Благодаря этой организации мы видим, как развивается птицеводство. Нам показывают проблемные зоны отрасли и советуют, что с ними делать. Например, внедрять клетку или напольное содержание, с какой породой работать, какие световые режимы применять, брать ли землю для выращивания корма, иметь комбикормовый завод или нет», — рассказывает гендиректор. Те же предприятия, которые не входят в состав отраслевых союзов, он смело называет отсталыми. 

Послесловие 

В нашей отрасли достаточно перекосов и явных проблем. Это говорит не о некомпетентности власти, а о недостаточной активности делового сообщества, что побуждает власть зачастую действовать вслепую. Игнорирование самими предприятиями необходимости слияния в профессиональные отраслевые сообщества приводит лишь к дополнительному риску для их деятельности. 

В случае, когда потребуется их голос, их разобщенных неорганизованных сообщений просто никто не услышит и не поймет.На распознавание органами власти любого отраслевого союза тратятся годы. Этот период времени напрямую зависит от активности и профессионализма тех, кого участники делового сообщества выберут в качестве представителя своей отрасли. И той поддержки, которую отраслевые предприятия окажут своему представителю в этой работе. 

По материалам Петра Базунова, генерального директора Союза переработчиков пластмасс (СПП)