Стратегической задачей сегодня Президент России определил выведение российской экономики на новые рубежи. В этой концепции роста важны выход на перспективные глобальные рынки, включая АТР, новые технологии, инновации и кадры. При этом немаловажным является недопущение падения на рынке труда.
Какая точка приложения усилий отвечает критериям развития экономики с достаточной полнотой межотраслевой кооперации? Достижение указанных целей предполагает решение таких задач, как обеспечение роста инвестиций и благосостояния граждан при управляемой инфляции, расширении внутреннего рынка, и в первую очередь в сфере промышленного развития. Инвестиции должны привести к стимулированию производства и роста национального дохода за счет повышения внутреннего спроса на сырье, вовлечения земельных и иных ресурсов, создания дополнительных рабочих мест и увеличения занятости, а с ней - доходов и потребления. В этом смысле можно ожидать т.н. эффекта мультипликатора - увеличение инвестиций приводит к цепной реакции в виде роста промышленности, производств, доходов и занятости.
Не углубляясь в детали, решение поставленных задач можно достичь путем стимулирования создания сотен тысяч малых предприятий, связанных в единую производственную цепочку и ориентированных в значительной мере на экспорт в дружественные России страны, готовые к взаимообмену в национальных валютах. Отраслью драйвером, удовлетворяющей указанным критерием, для которой одновременно характерен значительный неудовлетворенный спрос, является мясное скотоводство.
Отдельная Программа развития малого предпринимательства с ориентацией на рост числа фермерских хозяйств в мясном скотоводстве, коренным образом отличается от Программы продовольственной безопасности: в отличие от последней, в ней приоритетом является не обеспечение населения продовольствием, а производство всей линейки отраслевой продукции, причем как в низком ценовом сегменте для внутреннего рынка продукция, так и в товарах с повышенной добавленной стоимостью, предназначенных на экспорт. При этом экспорт является приоритетной финансовой целью.
В ходе реализации такой программы можно ожидать лавинообразный спрос на масштабное производство типовых решений для сотен тысяч малых предприятий. Очевидно, что рост спроса, стимулирующего внутреннее промышленное производство, будет опережать развитие отраслевой экономики: после начала действия такой Программы промышленность и металлообработка начнут получать массовые заказы, в то время как скотоводческие предприятия имеют отложенный инвестиционный цикл.
В первую очередь ожидается загрузка металлургической промышленности в связи с ростом потребности в металлопрокате (ограждения, электропастухи, специализированные станки и пр.), рост числа заказов на строительство фермерских посёлков и профессиональных сооружений для зимнего и летнего содержания животных. Возрастет также потребность в зерне, основных кормах и ветеринарные препараты. Кроме того, можно ожидать расширения сети дорог регионального назначения и увеличения потребности в специальной технике с соответствующим ростом сервисного спроса. При этом минимальная потребность в земельных ресурсах для отрасли мясного скотоводства оценивается в 25-30 млн га земель сельхозназначения, включая выпасы, пастбища и неудобья. Параллельно возрождение пастбищ будет способствовать решению проблемы углеродного следа.
Программа способна дать адекватный ответ на вызовы текущего периода и ожидания будущего, обеспечив взаимное дополнение мер по решению задач экономического и социального развития регионов России.
Во-первых, предлагаемая Программа способна объединить усилия региональных органов исполнительной власти, бизнеса и общества для реализации цельной модели развития. Характер инфраструктурных преобразований способен обусловить рост качества жизни граждан, а внимание к повышению качества человеческого капитала прямо приводит к развитию инновационного поведения граждан. Критически важно для обеспечения эффективности вложений в инновационные технологические проекты состояние кредитно-финансовой системы.
Во-вторых, Программа позволяет бизнесу, в первую очередь региональному, рассчитывая на предсказуемость тренд развития, выстраивать долгосрочные планы, находя собственное выгодное место в структуре устойчивого инновационного развития страны.
В-третьих, Программа позволит гражданам быть уверенными в росте благосостояния, рассчитывать на достижение благосостояния своих детей на своей земле. Такие установки усиливают мотивацию людей к производительному труду, повышению своего профессионализма и творческой самореализации – мотивации к инновационному поведению.
В-четвертых, Программа предполагает региональную специализацию: определение секторов конкурентоспособности, в которых тот или иной регион способен занять лидирующие позиции в сегменте и стать не просто участником отраслевого бизнеса, но и входить в процессы глобальной межрегиональной (международной) кооперации и интеграции.
Достижение целей такой Программы может служить демонстрации и укреплению сельскохозяйственной политики региона, в том числе ориентированной на экспорт.
Таким образом, Программа развития мясного скотоводства должна строиться на пересечении рыночных механизмов и государственного регулирования с частной инициативой, отводящей ключевую роль в развитии сельских территорий и фермерского движения творческому и предпринимательскому духу масс, при поддержке соответствующих институтов развития малого и среднего предпринимательства России.