Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал о стратегических трендах животноводства на завершившейся вчера в Москве III ежегодной конференции «Животноводство & кормопроизводство».
Сергей Юшин отметил, что сегодня животноводческая отрасль в целом чувствует себя лучше, чем многие другие отрасли экономики. В подтверждение своих слов он напомнил о рекордных показателях, которые были достигнуты в прошлом году: по производству мяса – 11 млн 700 тыс. тонн, по потреблению – 79 кг, по экспорту – порядка 690 тыс. тонн (вместе с субпродуктами, мясопродуктами), при этом объем импорта был самым низким за последние 20 лет.
«Мы вышли на лидирующие места, поднялись в рейтинге по свинине, по индейке», – сообщил руководитель НМА, – «при этом достаточно благоприятная ситуация по рыночным ценам на корма, а также аминокислоты и прочие кормовые добавки».Глава НМА выразил обеспокоенность, что меры поддержки экспорта могут быть сокращены. По его словам, внутренний рынок уже насыщен, «поэтому, как мы все неоднократно говорили, экспорт – это наше все», – подчеркнул Сергей Юшин.
По его словам, отраслевые союзы уже знают, что Министерство финансов РФ сейчас рассматривает вопрос о снижении экспортной поддержки, что связано с существенным дефицитом бюджетных средств. Эксперт предупредил о негативном воздействии на отрасль, «если экспортная поддержка существенно сократится или вообще посчитают, что она не нужна, поскольку это существенный тормоз».
Говоря о сложностях, с которыми столкнулась животноводческая отрасль, Сергей Юшин затронул проблему инвестиций. «Предположим, у нас есть неплохая ценовая перспектива по той или иной продукции. Но какие у нас возможности, чтобы с нуля спроектировать и построить новый завод, со всем оборудованием, дальнейшим обслуживанием, запчастями, специалистами? Где мы найдем наших новых партнеров, какие страны с учетом санкций будут работать на российском рынке? Поэтому пока это будет сдерживать развитие».
Колоссальная проблема и с кадрами на селе, говорит руководитель НМА. «Приходится бороться за кадры с другими, зачастую более платежеспособными отраслями, например, строительной. Нам постоянно приходится повышать зарплаты, чтобы удержать людей, это нагрузка на фонд оплаты труда, отчисления в соцфонды, что неизбежно влияет на себестоимость».Цены на продукты питания, особенно в предвыборный год, будут находится в центре внимания. «Не повышать зарплаты мы не можем, а повышаем – происходит рост себестоимости. И как на это будет смотреть регулятор, что он будет делать?», – рассуждает эксперт.
В целом, как констатирует Сергей Юшин, сегодня мы находимся в ситуации непредсказуемости и непоследовательности, что является серьезным изменением. «Государство становится гиперактивным, но в своей гиперактивности оно не всегда последовательно, а чаще непоследовательно. С одной стороны, говорится о необходимости ускоренного развития, новых стратегиях; с другой стороны, в части отраслей экономика может приобретать мобилизационный характер».
Привлечение инвестиций – еще одна важная задача, но «при этом мы видим, что попытки регулирования цен не прекращаются в том или ином виде», – отмечает С.Юшин. – «Импорт стимулируется через льготные кредиты, параллельный импорт, обнуление пошлин, но одновременно вводятся не всегда разумные или своевременные ограничения или даже запреты на импорт».Если говорить о дальнейшем развитии сельскохозяйственной отрасли, то приоритетным должно быть развитие животноводства, «это именно то, где Россия должна прикладывать максимальные усилия», – уверен руководитель Национальной мясной ассоциации.
«В ближайшие 10 лет потребность в мясе на планете увеличится еще на 40 млн тонн. Сейчас, по разным оценкам, в мире производится порядка 360 млн тонн, а надо будет произвести 400 млн тонн мяса. Вопрос – где это будет производится? Где страны, у которых есть соответствующие пастбища, площади под кормовые культуры, вода, нормальный климат? Россия – одна из немногих таких стран. Но мы не используем в полной мере свой потенциал. Что такое 11,7 млн тонн мяса для такой территории, как Россия, если в небольшой Японии производится 4,5 млн тонн, а в Европе, – в четыре, практически в пять раз больше».
В конце выступления Сергей Юшин выделил ключевые тренды, которые будут определять состояние отрасли в ближайшей перспективе:
- мы живем в неспокойное время и это долгосрочно;
- вопрос доходности уходит на второй план, сегодня основной вопрос – сохранение бизнеса через год, через два и адаптация к новым реалиям;
- внешнее давление будет усиливаться;
- внутреннее регулирование будет оставаться достаточно непрогнозируемым, спонтанным и зачастую противоречивым;
- дефицит рабочих рук будет нарастать (мы следим за динамикой в Европе, там долгосрочные стратегии не работают);
- потребление в каких-то продуктах станет упрощаться, при этом продукция премиального уровня будет нужна (возникнет заметная разница между обычными продуктами питания и продуктами для потребителей с высокими доходами).
Пользуясь случаем, руководитель НМА также призвал регуляторов к возобновлению постоянного и конструктивного диалога: «Надо прислушиваться к профессионалам, которые 20 лет создавали эту отрасль. Сегодня, к сожалению, мы снова находимся в ситуации, когда задаются непонятные и не имеющие ответов вопросы, которые не помогают тому, чтобы мы легче прошли этот непростой период».
Екатерина Броун,информационно-аналитическое агентство EMEAT