Назад к списку

Необходимо вернуть в деревню уверенность в своем  будущем

  19 декабря в Президиуме РАН состоялось заседание Комиссии РАН по развитию агрообразования и производственного воспитания, на котором обсудили вопросы, стоящие перед агрошколой России, в том числе – развитие флагманских образовательных учреждений в области сельского хозяйства в рамках базовых школ РАН. 

Открывая заседание, председатель Комиссии академик РАН Сергей Соловьёв отметил, что школы-хозяйства и агрошколы должны становиться центром развития «сельских просторов». И поскольку сельские территории оплот роста народонаселения, важно создать комфортные условия для их жителей. «Наша Комиссия может сформировать те задачи, которые мы могли бы совместно решить для развития агропромышленного комплекса и человека, который живёт на селе и чувствует себя полновластным хозяином своих территорий», – сказал академик. 

Руководитель общественно-педагогического движения школ-хозяйств и агрошкол России Елена Шишмакова подчеркнула необходимость создания в рамках Комиссии проекта «Базовые школы РАН по развитию производственного воспитания и агрообразования». Он мог бы охватить образцовые школы, которые являются экспертами в области производственного воспитания и агрообразования. «В этих школах уже сложились свои практики, социокультурные позиции. И главное, в основе этих школ находится детско-взрослое производство <…> Они нацелены на структуру благоприятного развития села», – сказала она. 

В проект отобраны 12 школ-флагманов из сёл и малых городов России, которые обладают традициями производства, кадровым потенциалом для формирования исследовательских умений обучающихся и развития у них основ научной деятельности в производственных процессах, добавила Елена Шишмакова. 

Кроме того, предполагается, что эти 12 школ войдут в экспериментальную группу по апробации учебников и учебных пособий дополнительного образования по направлению сельскохозяйственной науки и сельскохозяйственного производства, рассказал начальник Управления научно-методического руководства и экспертной деятельности РАН Сергей Сидоренко. 

Заместитель президента РАН академик Пётр Чекмарев затронул проблему дефицита кадров для сельского хозяйства и пояснил, что нехватка специалистов начинается со школ – всё меньше учащихся идут работать на сельскохозяйственные предприятия. Поэтому необходимо заниматься повышением профессиональной квалификации педагогов и укреплением материально-технической базы, на которой школьники могли бы осваивать основы хозяйственной деятельности. 

С точки зрения высшего образования по аграрным специальностям, прорабатывается вопрос перехода с бакалавриата на пятилетнее образование, чтобы студенты после второго курса получали рабочие профессии и уже во время учёбы были востребованы на предприятиях промышленного комплекса, рассказал генеральный директор Ассоциации «Агрообразование» Виктор Бердышев. «После третьего и четвёртого курса они могут применять полученные знания на полях и фермах. Планируется, чтобы практика проводилась от весны до осени, чтобы студенты могли работать на всех сезонах сельскохозяйственных работ. С одной стороны, это будет поддержкой сельхозтоваропроизводителей, а с другой – получением практических навыков»,– добавил он. 

Кроме того, развитию агрообразования способствовали бы появление в законе об образовании понятия «агроклассов» и включение дополнительного образования, связанного с сельским хозяйством, в государственный образовательный стандарт. Российская академия наук и, в частности, настоящая Комиссия должны вынести эти вопросы на уровень министерств, помочь добиться их правового осмысления, считает Виктор Бердышев. 

В свою очередь, доктор экономических наук Анатолий Вифлеемский отметил, что необходимо обновление нормативно-правовой базы агрообразования, поскольку в действующем Федеральном законе не предусмотрено приобщение детей к труду в той мере, которая необходима для практического освоения производственных навыков. 

Президент Ассоциации содействия развитию школ-хозяйств и агрошкол России Татьяна Хударова добавила, что законодательное закрепление статуса школы-хозяйства обосновало бы необходимость выделения финансирования на содержание хозяйства. 

Заместитель директора Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Валентин Климов рассказал, что в развитии агрообразования должны быть задействованы современные технологии. Например, тренажёры виртуальной реальности способны снизить стоимость обучения специалистов, а системы дистанционного обучения помогут связывать территориально распределённые образовательные учреждения.

«Запуск идеологии агрошколы как хозяйства — это не попытка решить кадровую проблему крупнопромышленных отраслей, это попытка создать условия для воспитания в детях желания остаться там, где они родились <…> Взаимодействие бизнеса с агрошколами позволит создать эффективную связку, внутри которого семьи, которые вовлечены в коммерческую деятельность, фактически видят инструменты для того, чтобы развивать свою жизнь на этой территории», — уверен генеральный директор Национального союза производителей говядины Роман Костюк. 


Комиссия РАН по развитию агрообразования и производственного воспитания — консультативный и экспертный орган РАН, созданный инициативной группой в целях содействия развитию и научно-методической поддержки экспертных систем и сообществ агрообразования и производственного воспитания школ-хозяйств и агрошкол. 

Одна из основных задач Комиссии — способствовать укреплению статуса школ-хозяйств и агрошкол России, который позволит этим успешным образовательным учреждениям своей продуктивной инфраструктурой обеспечивать решение, кадровых, экономических, духовно-нравственных задач страны; расширению их сети, совершенствованию их практик на основе отечественных технологий образования, интеграция традиционного и инновационного ресурсного потенциала этих школ в целях обеспечения национальной безопасности.